План-конспект занятия по правилам дорожного движения
Действующие лица: Светофор, Регулировщик, Репортер, Незнайка-ученик.
Подготовка: ребята получают домашнее задание – подготовить рисунок, на котором были бы видны нарушения правил дорожного движения, сочинить загадку или стихотворение о правилах движения. В классе стулья расставлены буквой «П» – вдоль стен. На доске – плакат «Школа светофорных наук "ПДД"».
Звучит песня «Все бегут, бегут...» из репертуара В. Леонтьева. Выбегает Незнайка (на нем – ярко-желтый галстук на зеленой рубашке, голубая с большими полями и кисточкой шляпа) и останавливается перед плакатом, читает по слогам надпись.
Незнайка. Ш-шко-л-ла... уф... све-т-о-фо-о-фор-ных н-а-на-у-к! Понятно! Пэ-дэ-дэ? Непонятно! Что это значит? (Поворачивается к ребятам.) А, здравствуйте, ребята! Помогите мне расшифровать эту надпись, что это, «ПДД»?
Дети (хором). Правила дорожного движения.
Незнайка. А, опять правила! Это скучно! Зачем их придумывают? Кому они нужны?! Ой, кто это?
Выходит Регулировщик, в руках у него – жезл.
Регулировщик. Почему ты бежал через дорогу? Ты разве не видел красный свет светофора?
Незнайка. А я не знаю никакого Светофора – кто это? А бежал, потому что спешил узнать, что здесь написано.
Регулировщик. Ну и как? Узнал? Знаешь ли ты, что такое ПДД?
Незнайка (неохотно). Да мне ребята сказали, но я все равно не знаю, зачем эти правила нужны.
Регулировщик. А ты присядь здесь в уголочке, посмотри да послушай, может быть, что и поймешь, а мы с ребятами начнем соревноваться. Позову я в помощники вашего хорошего знакомого, имя его – Светофор. Но чтобы он пришел, ответьте на вопрос: зачем устанавливают светофоры на дорогах?
Выслушав ответы ребят и дождавшись правильного, Регулировщик зовет: «Светофор!» Выходит к ребятам Светофор. Следом за ним Репортер.
Светофор. Здравствуйте, ребята! Хочу пригласить вас всех в школу светофорных наук, но сначала нужно сдать экзамены. Ответьте на мои вопросы:
1. Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный – запрещающий, желтый – предупреждающий о смене сигнала, зеленый – разрешающий движение.)
2. Можно ли начинать переходить через перекресток при желтом сигнале светофора? (Нельзя, так как желтый запрещает движение пешеходов.)
3. Как располагаются сигналы в вертикальном светофоре? (Сверху вниз – красный, желтый, зеленый.)
4. Знаете ли вы о специальных светофорах? (Это двухцветные: вверху красный и внизу зеленый в виде силуэтов пешеходов или надписей «Стойте», «Идите».)
Правильно ответившие ученики набирают себе команду из 5 человек. Эти команды будут соревноваться. Перед началом соревнований каждой команде выдаются путевые листы, в которых указана очередность прохождения станций. На станциях судья вносит в путевые листы оценки.
I. Перейди улицу. На этой станции команды выстраиваются на расстоянии 10 шагов от Светофора, который поочередно показывает: красный цвет – нужно отступить назад на один шаг, желтый – остаться на месте, зеленый – шаг вперед. Кто ошибается, тот выбывает. Задача участников – без ошибки пройти эти 10 шагов.
II. Ловкий пешеход. Участники команд по очереди бросают небольшой мяч в мишень, изображающую круги светофора. Попал в зеленый круг – перешел в конец шеренги, в желтый – повторить бросок, в красный – передает мяч следующему и остается на месте.
Побеждает команда, в которой быстрее закончат перестроение.
III. Подумай-отгадай. Каждая команда получает два конверта, в которых одинаковое количество вопросов. Даются 2 минуты на подготовку ответов к первому конверту, отвечают те, кто первый готов. Потом переходят ко второму конверту.
1-й конверт.
1. Что такое «тротуар»?
2. Где нужно ходить пешеходам?
3. Что такое «островок безопасности»?
4. Что такое «перекресток»?
2-й конверт.
1. Как перейти улицу (дорогу) с односторонним движением?
2. Как перейти улицу с двусторонним движением?
3. Что такое «зебра»?
4. С какого возраста разрешается ездить по улицам на велосипеде?
IV. Узнай знак. На этой станции участники команды должны назвать дорожный знак, предложенный Регулировщиком, и объяснить смысл этого знака. Количество знаков не больше 8–10, все они касаются правил поведения пешехода на улицах.
V. Перекресток, управляемый регулировщиком. 4 команды выстраиваются перед перекрестком. Регулировщик показывает основные разрешающие и запрещающие сигналы движения пешехода, а команды в соответствии с ними выполняют движения. Команды усаживаются на стулья, подводятся итоги соревнования. В это время появляется Репортер.
Репортер (держа в руках лист газеты). Здравствуйте, ребята и взрослые! Я к вам пришел по заданию своей газеты. Мне нужно выяснить, почему так много у нас в городе бывает дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники? Вот послушайте: «Ученик 3-го класса Вася Крылов, возвращаясь из школы, шел по мостовой, и его сбила машина. В тяжелом состоянии мальчик был доставлен в больницу». Где должны ходить пешеходы? Что об этом записано в ПДД? Или вот другой случай: «Миша Крылов, ученик 3-го класса, поспорил со своим товарищем, что перебежит улицу перед самым носом автомобиля. Появился грузовик. Миша дождался, когда он приблизится, и помчался через улицу. Как ни старался водитель предупредить несчастье, ему это не удалось. Оба – в больнице».
Здесь можно использовать конкретные публикации в периодической печати на эту тему.
– Что вы, ребята, об этом думаете?
Ребята показывают свое домашнее задание.
Регулировщик. Ну как, Незнайка, ты понимаешь теперь, для чего ПДД и кому они нужны?
В конце праздника – награждение победителей и всех участников.
«Показательные» выступления команд: инсценировка различных дорожных ситуаций, чтение стихов по этой теме. Может быть использован следующий материал.
I
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы – три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге вам, ребята.
Мы – три чудесных света,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный цвет.
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет,
Путь для вас закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Увидишь скоро желтый цвет,
Приготовься идти.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
II
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она – азбука над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
III
Где надо улицу тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом.
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный –
Значит, двигаться опасно.
Стой! Пускай пройдет трамвай.
Наберись терпения,
Уважай и изучай правила движения.
IV
Нужно слушать без спора
Указания светофора!
Нужно правила движения
Выполнять без возражения.
Правила движения, все без исключения,
Знать должны зверюшки, барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята, пони и котята.
Вам, ребята, тоже их не знать негоже!
VI
Знаки мы дорожные,
Мы совсем несложные
И вниманием твоим
Очень, очень дорожим.
Все мы знаки разные,
Но одним мы связаны:
Верно служить должны мы друзьям
Днем и даже по ночам.
Замечательный знак –
Восклицательный знак,
Значит, можно здесь кричать,
Петь, шуметь, озорничать,
Или бегать – босиком,
Или ехать – с ветерком.
Отмечают люди строго:
«Здесь опасная дорога!»
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
Вот опасный поворот,
Не спеши, разинув рот,
Он достаточно крутой.
Ты внимание удвой!
VII
Закон дорог мудр и строг,
И ты не забывай его, дружок.
Мало, чтоб его все знали,
Надо, чтобы выполняли!
Тогда можно поручиться –
Беды дорожной не случится!
VIII
Послушай, юный друг,
Порою из-за смелости –
Трагедии, испуг!
Старайся чаще транспорту
Дорогу уступать,
Пусть даже ты торопишься
И можешь опоздать.
Порой твоя беспечность
Не знает и границ,
Ты переходишь улицу,
Тебе в дорогу: «Цыц!» –
Кричат обычно взрослые.
Ведь рядом переход
Подземный!
Для чего он?
Чтоб ты спокойно смог,
Не опасаясь транспорта,
Дорогу перейти.
Урок культуры каждому
К тому ж преподнести.
IX
Вот и осень – пора в класс!
Я торжественно в школу шагаю.
Впереди светофор:
Желтым светом он мне
Весело моргает.
Постою. Подожду.
На зеленый сигнал светофора
Осторожно дорогу я перейду.
Вот уже тротуар –
Мне на нем безопасно.
И я снова спокойно иду.
Впереди – переход – полосатая зебра,
И к нему осторожно я подойду.
Посмотрю – налево. И дойду до середины.
С вниманьем направо теперь посмотрю.
Вот и школа моя. Переход позади.
Я дошел очень быстро, помогли ПДД мне в пути!
Просмотров: 822 / Дата: 01.02.2025
Комментариев 0